+7 (812) 44-131-44 Заказать звонок Сделать запрос info@lgcs.ru
Свои предложения по импортозамещению Минэкономразвития направило в Евразийскую экономическую комиссию в конце января. В России уже действуют ограничения на госзакупки продукции легкой промышленности, машиностроения, медицинских изделий и лекарств, перечисляет Минэкономразвития. Такие же ограничения в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будут способствовать развитию их экономик, пишет Минэкономразвития
Сейчас поставщики из других стран союза пользуются преимуществами при госзакупках в России, а российские товары в этих странах – нет, объясняет представитель Минэкономразвития. Евразийская экономическая комиссия получила письмо, подтверждает начальник ее отдела госзакупок Владимир Савченко. В ответе (копия есть у «Ведомостей») комиссия обещает обсудить вопрос на заседании консультативного комитета по конкуренции.
В России закупаемая государством продукция машиностроения (краны, бульдозеры, экскаваторы) должна быть произведена на территории стран ЕАЭС, иностранная продукция легкой промышленности (текстиль, одежда, изделия из пластмасс) не допускается до госзаказа, если есть отечественные аналоги, медицинские изделия и лекарства – если аналогов как минимум два.
Предложение будет проанализировано, обещает начальник управления госзакупок министерства торговли Белоруссии Павел Жуковский, но в Белоруссии уже ограничены госзакупки некоторых импортных товаров – продукции легкой промышленности и шин. В ближайшее время планируется включить в список продукцию машиностроения, пищевой промышленности, говорит Жуковский. Получить комментарии у профильных чиновников Армении и Казахстана не удалось. Для Киргизии установлен переходный период до 2017 г., и пока страна не готова согласиться на предложение российских чиновников. Это «неправильное решение вопроса», говорится в ответе «Ведомостям» заведующего отделом департамента госзакупок минфина Киргизии Айбека Шайбылдаева.
Ранее Минэкономразвития критиковало действующие в России ограничения госзакупок. Они привели к негативным результатам, признавал в феврале замминистра Евгений Елин. Цены госконтрактов из-за импортозамещения выросли на 40%, заявил он, а со временем протекционистские меры приведут еще и к снижению качества продукции. Столкнутся ли страны союза с повышением цен, покажет практика, отмечает представитель Минэкономразвития.
Экономики стран ЕАЭС сильно зависят от импорта, поэтому им будет сложно вводить такие же ограничения, комментирует эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин. Сложнее других будет Казахстану, который вступил в ВТО в 2015 г., ограничения могут противоречить обещаниям, зафиксированным в соглашениях, опасается Апокин.
Импортозамещение в странах ЕАЭС возможно в автомобильной отрасли, для отдельных товаров нефтехимии и фармацевтики, транспортных услуг, поскольку есть собственные аналоги, говорит Апокин. За пределами этих отраслей ограничение госзакупок без координации с промышленной политикой и создания новых производств не будет иметь смысла, считает Апокин.
Вряд ли предложенные меры помогут упростить доступ российских компаний на рынки других стран ЕАЭС, они будут представлять интерес только для некоторых нишевых компаний, крупные же давно действуют на рынках всех стран союза, отмечает Апокин. Вероятно, одна из целей Минэкономразвития – стимулировать локализацию производств в России, которая пока буксует, полагает эксперт ООН по публичным закупкам Ольга Анчишкина: министерство пытается предложить иностранцам бонус в виде упрощенного доступа на рынки других стран ЕАЭС. Но в этом случае они могут предпочесть локализовать производство не в России, предупреждает она. Страны ЕАЭС будут оценивать издержки и могут не согласиться на предложение России так же, как не согласились выйти из зоны свободной торговли с Украиной вслед за Россией, говорит профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.