+7 (812) 44-131-44 Заказать звонок Сделать запрос info@lgcs.ru
Новые жалобы
Систему взимания платы за вред федеральным трассам с грузовиков весом свыше 12 тонн компания «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС; по данным СПАРК, на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха») должна запустить 15 ноября. Плата будет собираться за проезд по федеральным трассам, утвержденный весной тариф составляет 3,73 руб. за 1 км без НДС (см. справку).
В сентябре крупные производители товаров уже жаловалось председателю правительства Дмитрию Медведеву, что новый сбор спровоцирует инфляцию 2 п.п., так как рост затрат на перевозки придется переложить на плечи конечных потребителей. Теперь о последствиях ввода нового сбора вице-премьеру сообщили сами транспортники.
Письмо на имя Медведева и председателя Госдумы Сергея Нарышкина было направлено в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор 16 сентября группой из 20 крупных транспортных компаний (копия письма есть у РБК), в их числе — «ЖелДорЭкспедиция», Первая экспедиционная компания, Северо-Западная транспортно-логистическая компания, «ИТЕКО Евразия». Работоспособность системы взимания платы с тяжелых грузовиков необходимо протестировать, отмечает в письме уполномоченный представитель транспортных компаний Марина Галявина. Представители компаний «Семерка» и «Сервико-авто», в парке у которых 400 и 300 грузовых автомобилей соответственно, подтвердили РБК факт отправки письма.
Перевозчики предлагают ввести мораторий на штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. По мнению компаний, при запуске системы неизбежно возникнут ошибки и перебои в работе бортовых устройств, которые обернутся для бизнеса крупными штрафами. Если штрафы не заморозят, часть предпринимателей будет вынуждена приостановить работу и отправить водителей во внеочередные отпуска, обеспокоены они. «Временная остановка работы ряда перевозчиков может привести к транспортному коллапсу, частичным перебоям в снабжении и, как следствие, к необоснованному дефициту и повышению цен», — говорится в письме.
Представитель РТИТС заявил, что опасения напрасны: система будет введена в срок, и оператор сделал все, чтобы владельцы большегрузов получили бортовые устройства вовремя и смогли заранее зарегистрироваться в системе. Если в дороге устройство сломается, водителю достаточно сообщить в call-центр и продолжать движение по маршруту, говорит собеседник РБК.
Компании также указывают на несоразмерно большой размер штрафов для юридических лиц по сравнению с индивидуальными предпринимателями — 450 тыс. руб. против 40 тыс. руб., за повторное нарушение — 1 млн руб. против 50 тыс. руб. Это ставит компании в невыгодные условия по сравнению с физлицами, подчеркивает Галявина. Штраф 1 млн руб., когда грузовик стоит 3 млн руб., — это нонсенс, согласен заместитель руководителя отдела развития «Семерки» Эдуард Цой.
Заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов подтвердил РБК, что из-за большой разницы в сумме штрафа компании начали переоформлять грузовики на физические лица. Чтобы избежать этого, Росавтодор предложил ввести плоскую шкалу и установить штраф на уровне 150 тыс. руб., отметил чиновник: соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Одинаковый размер штрафа не решит всех проблем, но будет хотя бы справедливым, уверен заместитель гендиректора «Сервико-авто» Виталий Родиков.
Еще одно предложение транспортных компаний, озвученное в письме, касается возможности постоплаты для крупных перевозчиков. Внесение платежей авансом приведет к тому, что перевозчикам придется брать дополнительные кредиты, в то время как клиенты транспортников платят чаще всего на условиях отсрочки, отмечает Галявина. У многих транспортных компаний есть такие трудности, подтвердил РБК президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров: им нужно будет где-то получить деньги — взять предоплату у заказчиков или кредит в банке, и до 15 ноября проблему решить не удастся.
Решение по постоплате может принять только государство, но, если ссылаться на мировой опыт, возможность оплачивать проезд по факту в Европе есть у крупных перевозчиков и тех, кто может предоставить гарантию, объясняет представитель РТИТС.
Как определяли стоимость проезда
По данным Росавтодора, 56% урона федеральной дорожной сети (около 50 тыс. км) наносят грузовики массой свыше 12 тонн. Для расчета тарифа Росавтодор определил количество грузовиков (1,9 млн машин) и средний расход ими топлива (в основном дизельного), затем получил совокупный размер акциза, которые грузовики платят в дорожный фонд, и вычел его из суммы, которая определяется как 56% от федерального бюджета, направляемого на ремонт дорог. Остаток был разделен на километры, которые проезжают в среднем за год грузовики, — так получилась плата за 1 км.
Ранее Минтранс заказал независимую научно-исследовательскую работу с экономическим обоснованием введения тарифа, отмечает представитель Росавтодора. Изначально сбор должен был оказаться даже выше установленных в итоге 3,73 руб. за 1 км, говорит он.
При расчетах использовалось предположение, что средний годовой пробег всех автомобилей массой свыше 12 тонн составляет 16,5 млрд км, одного — 8,5 тыс. км, объясняет представитель Минэкономразвития. По его словам, это расстояние рассчитано исходя из средней интенсивности движения большегрузов по федеральным трассам в сутки.
Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин ранее заявлял, что, по данным компаний, указанный пробег является заниженным: за год грузовик может проходить до 200 тыс. км. «Если предположить, что средний ежегодный пробег указанных транспортных средств составляет 60 тыс. км, то плата в счет возмещения вреда будет составлять 0,97 руб. [вместо 3,73 руб.]», — подчеркивал Живулин.
Платежи без договоров
РТИТС согласно концессионному соглашению на протяжении 13 лет после запуска будет обслуживать систему, собирать плату — порядка 50 млрд руб. в год — и передавать ее в дорожный фонд.
Собирать плату с владельцев 12-тонников РТИТС собирается через информационную систему «Платон» (от «плати за тонну» — platon.ru). Перевозчик должен зарегистрироваться на сайте и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете на сумму, соответствующую запланированному маршруту.
Руководитель логистического управления одного из крупных ретейлеров рассказал РБК, что компании до сих пор не понимают, как их отношения с РТИТС будут оформлены юридически. «Нам не предложили никакого типового договора оферты», — сетует он. Как отчитываться за новый сбор перед контрольными органами, до сих пор непонятно, подтвердила Галявина. «Нам ответили, что налоговой инспекции достаточно будет платежного поручения, что деньги перечислены оператору. Но платежка лишь свидетельство, что деньги куда-то перевели, а в данном случае мы имеем дело не с казначейством, а с частной компанией», — объяснила она.
Идет предварительная регистрация в системе, которая не требует договора, уверяет представитель РТИТС. Когда государство утвердит все процессы, при необходимости будет предоставлен договор, добавляет он.
Представитель Росавтодора утверждает, что сайт системы открыт в срок, а регистрация крупных грузоперевозчиков начата еще в августе. Но, как будут оформляться отношения компаний и РТИТС, он не уточнил, посоветовав обратиться к оператору системы напрямую.
Как выбирали оператора
Конкурс на создание системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн Росавтодор объявил еще летом 2013 года. Одним из его условий было наличие опыта создания подобных систем, но в России аналогичных проектов не было, поэтому участие российских компаний автоматически исключалось.
Заявки на тендер подавали «Инфраструктурные спутниковые системы» (консорциум «ВТБ Капитала», «Ростелекома», РФПИ, французской Vinci и «Ланита»), «Навигационные информационные системы» (ГЛОНАСС, МТС Банк, австрийская Kapsch) и «Оптима Плюс» (Газпромбанк, словацкая Sky Tall и «Оптима Толл», которая, по словам нескольких источников РБК, действовала в интересах бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов).
Но в августе 2014 года правительство отменило конкурс и передало проект РТИТС: на этом настаивал «Ростех», руководство которого убеждало чиновников, что участие иностранных компаний может угрожать национальной безопасности. Так, РТИТС, которую тогда на 75% контролировали структуры «Ростеха», стала оператором системы. Летом 2015 года Игорь Ротенберг увеличил долю в РТИТС до 50%.
Из-за кризиса РТИТС и Росавтодор долго не могли определиться с источниками финансирования проекта, но весной 2015-го кредит 25,6 млрд руб. на льготных условиях согласился предоставить Газпромбанк.
По условиям концессионного соглашения РТИТС будет обслуживать и управлять системой следующие 13 лет, за это компании будут возвращать по 10,6 млрд руб. в год — так компания должна покрыть свои затраты на эксплуатацию и получить доход.
Отсрочки не будет
Бизнес жаловался на серьезные последствия ввода нового сбора несколько раз с начала года. В письме Медведеву и Нарышкину от ассоциаций производителей — «Союзмолока», АКОРТа, «РусБренда» и еще более 10 организаций — говорилось, что, по расчетам компаний, введение платы увеличит себестоимость перевозок товаров на 15–20%, что спровоцирует рост цен и скажется на потребителях. В письме предприниматели просили ввести тестовый режим и отсрочить взимание платы на год. Также они настаивали, что тариф 3,7 руб. за 1 км слишком высок, и просили его пересмотреть.
Собеседники в трех компаниях, подписавших письмо, рассказали РБК, что в начале октября бизнесу дали понять: отсрочка невозможна. Сейчас речь идет лишь о снижении тарифа, расстроены они.
Представитель Росавтодора подтвердил, что изменений в графике ввода системы нет, но снижение стоимости проезда обсуждается. В ближайшее время ожидается официальное решение правительства: скорее всего, будет одобрен тариф 3,06 руб. за 1 км, рассказал он. Тогда сборы с большегрузов уменьшатся на 10 млрд руб. — с 50 млрд до 40 млрд руб. в год.
Представитель Минэкономразвития отметил, что, по расчетам министерства, плата за 1 км все-таки не должна превышать 0,97 руб. Представитель Минтранса от комментариев отказался.
Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности АСКОНД Вячеслав Лашманкин уверен, что в текущих экономических условиях снижения сбора вряд ли будет достаточно. Было бы правильно установить тестовый период и отладить систему. Как с 15 ноября РТИТС удастся контролировать 2 млн грузовиков, непонятно, согласен Цой: навигационное оборудование часто дает сбои, а компаниям это грозит огромными штрафами.
Источник: РБК